Home

Предыдущая запись | Следующая запись

Кошачий иньянь

Часто можно услышать о том что, наказывая ребенка нельзя его унижать. Нужно в любой ситуации видеть в нем личность. Но как же тяжело это реализовать на практике в своей собственной семье.

Если вы решили попробовать, то с самого начала нужно задать себе следующие вопросы.
- Каким я хочу видеть своего ребенка, когда он вырастет?
- Зачем я дал(а) ему жизнь?
- Чего я хочу достичь, наказывая?

Скорее всего, каждый родитель ответит по-своему. Лично для меня важно, что бы мои дети были счастливы и выросли, став такими людьми, которые могут самостоятельно (а не с помощью матери или отца) решить, что для них является правильным, а так же смогли достичь того чего они хотят (а не того чего хотят их родители). Важно что бы они понимали, что даже если поступают неправильно, то все равно остаются хорошими для себя и для своих родителей.

Так как же наказывать без насилия? Я долго решала этот вопрос для себя и мне понравилась простая модель, предложенная Спенсером Джонсоном*. Рассмотрим ее.

Для того, что бы воплотить эти идеи в жизнь Джонсон предложил следующий алгоритм.


Алгоритм наказания

1. Наказывать следует, когда вы наедине с ребенком и никто не будет наблюдать за вами.
2. Заранее сообщите ребенку, что вы собираетесь сделать ему выговор за плохое поведение.
3. Как можно скорее сделайте выговор после проступка.
4. Важно понимать, что вы чувствуете в момент, когда наказываете своего ребенка. Это могут быть такие противоречивые чувства как гнев и любовь. На этом этапе могут возникнуть проблемы, т.к. в принципе в нашей культуре принято не выражать чувства и для вас это может быть не просто.
5. Посмотрите ребенку в глаза и прямо скажите о том, что он натворил, указывая конкретные факты. Данный пункт помогает не срываться на своих детях, когда плохое настроение, т.к. перечисление фактов сильно отрезвляет и родитель может выбрать адекватный способ наказания. При этом наказание не должно затрагивать  вещей важных для развития ребенка, например еды, сна или спортивных занятий. Санкции могут быть наложены на игры за компьютером или просмотр телевизора.
6. Потом расскажите о том, что вы чувствуете. Важно не обманывать себя и ребенка, если вы чувствуете презрение, гнев или ненависть – так и скажите. Спорить по поводу чувств не надо. Вы просто сообщаете своему ребенку, что вы чувствуете как факт, который нужно принять.
7. Теперь надо сделать глубокий вдох и успокоится.
8. Когда будете готовы – посмотрите на своего ребенка и прикоснитесь к нему как к своему самому любимому человеку.
9. В течение 30 секунд  спокойно скажите «Твое поведение нельзя назвать хорошим,  но ты у меня хороший. Именно по этому я расстроен(а). Ты ведь лучше чем твое поведение.  Я знаю, что ты хороший человек. И я тебя люблю».
10. Обнимите своего ребенка.
11. Выговор закончен. Больше к этой ситуации не возвращаетесь и не упоминаете.

Что хорошего в таком способе наказания – это не только наказание, но и откровенное общение с ребенком как совсем еще маленьким, так и подростком. Но способ сработает, только если вы окажетесь достаточно храбрыми что бы измениться самим и попробовать новое поведение.

Если же вы все-таки попробуете данный метод, помните, что все новое сначала испытывается детьми на крепость и только потом принимается.

Винокурова-Лабунская Юлия

*Джонсон С. «Одноминутный отец», - Мн.: Попурри, 2002 - 175стр.
Джонсон С. «Одноминутная мать», - Мн.: Попурри, 2002 - 158стр.

Comments

[info]kai_wren wrote:
6 Май, 2008 17:48 (UTC)
оффтопик.
прошу прощения, но нет ли у тебя литературы по ассесменту и основным рекомендациям по его прохождению?
[info]cumiko wrote:
6 Май, 2008 18:42 (UTC)
Re: оффтопик.
Ты про ассертивность?
[info]kai_wren wrote:
6 Май, 2008 18:44 (UTC)
Re: оффтопик.
думаю что нет. это новая методика собеседования.
[info]cumiko wrote:
6 Май, 2008 18:53 (UTC)
Re: оффтопик.
Тогда интернет тебе в помощь. Я просто не специализировалась на оргконсультировании и работе с персоналом.
[info]lissa_veta wrote:
7 Май, 2008 21:03 (UTC)
Я вот тоже хочу, чтобы мой ребёнок был счастливым, самостоятельным и т.п. Но с этой методикой не согласна.
Если интересно - моё мнение : во-первых - пункт 9. Совершенно не согласна, что ребёнку надо говорить "ты хороший". Получается, родители навязывают ему свою оценку, вешают ярлык. И воспитывают зависимость от чужого мнения. Не будет ли такой ребёнок всю жизнь потом стремиться быть "хорошим" для кого-то или искать похвалы окружающих? Слова "ты хороший" отлично заменяются фразой "я тебя люблю". Так, мне кажется, ребёнка принимают таким, какой он есть, и у него не возникает мысли, что если сейчас он хороший, то вдруг потом будет для мамы плохим? Просто его любят. :) Пока что убеждаюсь, что такой подход лучше, чем постоянные похвалы и оценки всего и всех. Ребёнок стал более уверенным в себе, как я заметила.

Кстати, получается, надо отделять ребёнка от его поведения? То есть, оно как бы само по себе? Не принимать ребёнка целиком? Что-то тоже не согласна. Не получится ли, что мы учим ребёнка подавлять в себе что-то, что другие считают плохим? А потом ему придётся в себе это подавленное находить? Нет уж, вот у нас в семье все имеют право на плохое поведение, лишь бы не вредить окружающим. Думаю, все же так правильнее для самочувствия. :)

Во-вторых, просто возмущает, что получается сплошной монолог родителя. (зацепило :)) "О том, что чувствуете" - это здорово, конечно. Но это же должен быть диалог с ребёнком. Где здесь пункт "ребёнок рассказывает о своих чувствах"?! А "Ребёнок объясняет свою точку зрения"? А "достигается взаимопонимание"? Какой-то авторитарный стиль воспитания получается, который не приведёт к самостоятельности и независимости ребёнка в дальнейшем. Или это рассчитано на маленьких детей, которые плохо формулируют свои мысли? Тогда говорить о своих чувствах ребёнку правильно, но достаточно короткой фразы, не углубляясь в раздумья и подробности. Всё ж не приём у психотерапевта. :) К тому же, маленькие дети и не смогут долго выслушивать. А если речь о подростках, тогда почему не ведётся диалог, как со взрослым?
Из моего опыта - пробовала по-разному разговаривать со своим ребёнком по поводу плохого поведения. Эффективнее всего для нас диалог типа "Я сержусь, потому что я (не хочу..., не могу..., устала..., потом мне придётся... и т.п.). Ты так поступил потому что...?" Дальше выясняется, что наказывать особо и не за что, если смотреть объективно. :)
Извиняюсь, что так много написала, просто тема для меня очень интересная.:) А вообще, из всего, что я читала по воспитанию, мне больше всего понравилась Гиппенрейтер и ещё (для маленьких детей) методика Майкл и Терри Квинн. Она мне ближе всего оказалась, я даже год назад на тренинги ходила, основанные на ней. :) Сейчас уже довольно заметные результаты. :)
[info]cumiko wrote:
8 Май, 2008 03:51 (UTC)
Быть несогласной целиком или только с частью - это разные вещи :)

1. Что говорить ребенку - это дело родителя. Главное, что бы ребенок чувствовал, что его любят. А это можно даже без слов.
2. "У нас в семье все имеют право на плохое поведение, лишь бы не вредить окружающим" - не совсем поняла. Здесь идет речь только про поступки когда ребенка реально стоит наказать.
3. Когда родитель вспылил, думаю это не плохой способ что бы остановиться или выпустить пар, проговарив одну минуту не прибигая к насилию. Так что для маленького ребенка как раз :) .
Но, про диалог поддерживаю.
[info]lissa_veta wrote:
9 Май, 2008 14:33 (UTC)
1.Не, ну конечно, дело родителя - что говорить ребёнку. Можно не задумываться, что говоришь. Откуда только потом у взрослых людей находятся всякие комплексы и проблемы, которые родом из детства? Ну как же, как же, ведь всё ж ребёнку говорилось с любовью!
Выбор только родителей, что говорить ребёнку, как себя с ним вести и что с ним делать. И задумываться ли о результатах, которые это повлечёт, или само собой всё как-нибудь сложится.
Не вижу больше поводов для спора.

2.За какие поступки надо реально наказывать? Если говорить о дошкольниках, то (если все физические потребности ребёнка удовлетворены) причина умышленно плохого поведения - желание получить внимание родителей. И это уже результат неправильного поведения родителей, которые не уделяют это внимание и не понимают потребностей своего ребёнка. Ещё вопрос, кого надо наказывать.
Вообще, у каждого свои представления о плохом поведении. Общепринятое мнение, что бурно выражать капризы, злость, гнев и т.п. - это плохое поведение. За это детей частенько наказывают. Вот такое плохое поведение у нас в семье не считается плохим, а всем разрешено. Я это имела ввиду.
Но это, конечно, тоже личное дело каждого родителя - наказывать ли ребёнка за каждую мелочь, или разбираться в причинах.

Про то, что я целиком со всем не согласна - я не говорила. То же самое, с разными вариациями и подробностями написано в большинстве современных книжек про воспитание. Теория, из которой каждый берёт подходящие к общению конкретно со своим ребёнком.
Это просто пару дней назад на меня накатило желание где-нибудь высказаться. А тут такая тема подвернулась про воспитание. :) Это то, в чём я постоянно совершенствуюсь и считаю себя компетентной. Сейчас я уже не вижу поводов для дискуссий. Извиняюсь за длинные и не совсем нужные посты. :)
[info]cumiko wrote:
11 Май, 2008 14:16 (UTC)
Ах, Лисичка, Лизавета.
Кто сказал что твое мнение не нужное =)
[info]lissa_veta wrote:
12 Май, 2008 22:07 (UTC)
ну, оно нужное, конечно. :))) только думаю, что здесь его не обязательно было озвучивать.
но, с другой стороны, напомнила о себе как-то. :) давно не разговаривали, на самом деле :)
[info]kotm wrote:
17 Июн, 2008 07:50 (UTC)
"Кто жалеет для отрока розги..." ;)